Как мы привлекали инвестиции на I-этапе

 1,066 

12.02.2022
10 минут to read

Основатель Экосистемы доверия TrustMe, руководитель компании Чингиз Даулетбаев рассказывает читателям о привлечении первых инвестиций для своего инновационного стартапа. Этот опыт стал частью истории проекта и будет полезен предпринимателям.



В погоне за деньгами


Бизнесмен говорит, что все вложения, сделанные до запуска экосистемы, были его собственными средствами.


«У нас группа компаний. В них есть доля, которая находится в TrustMe, и она довольно существенная. Я был успешным предпринимателем, и сам  финансировал проект. Денег хватало, их было много. Присутствовал спортивный интерес зарабатывать всё больше и больше, ведь задача бизнеса – максимизация прибыли и уменьшение расходов. И я был в погоне за этим. Но потом эта гонка мне стала неинтересной. Человек всегда вырастает из того, чем он занимается», - делится Чингиз.


И он решил создать проект, который послужит людям, будет созвучен его душе, моральным ценностям и перейдет в дальнейшем его детям.


За двумя зайцами


Часть доходов от группы компаний начали выделять на реализацию проекта, наняли специалистов. Все остальное техника, компьютеры, уже было в фирме. А весной 2021 года Чингиз решил приостановить деятельность своих первых предприятий.


«Мне не хватало концентрации. Я понял, что за двумя зайцами не угонишься, чтобы и там всё было хорошо, и здесь. Хотя я всегда думал, что из тех источников будет подпитка, и деньги инвесторов мне не понадобятся. И когда я сконцентрировался на своём стартапе, доходы перестали поступать. Деньги стали заканчиваться стремительно», - вспоминает Даулетбаев.


Но без денег продвигаться вперед было невозможно. И в воздухе повис вопрос - что делать?


Голая идея – жди отказа


«У меня был однажды опыт поиска инвесторов. Я разрабатывал проект Финтех «aQsha». С 2007года у меня была идея – сделать cashless society, общество безналичных денег. Потому что с тех времен во мне прочно обосновалась нулевая терпимость к коррупции. И я думал, как преодолеть взяточничество за счет cashless society, чтобы внутри страны был только цифровой тенге», - говорит предприниматель.


Эту идею он вначале продвигал через МинФин. А в 2018 году, когда ушел в бизнес, начал проект «aQsha». Нужны были 5 млн долларов для того, чтобы  внедрить задумку хотя бы в одном городе.


«Я все расписал: план, систему, бюджет. Но таких денег у меня не было. Я начал обращаться клюдям. В 2019 году поехал в Стамбул на мировую конференцию по Финтеху в поисках инвестиций среди иностранцев», - поясняет руководитель.


На мероприятие съехалось множество магнатов, представителей венчурных фондов из США, Германии, Англии и других стран. К ним выстроилась огромная очередь стартаперов.


«Я подошел сначала к одному инвестору, стал рассказывать про проект, и почувствовал внутри какой-то барьер. Подхожу ко второмуто же самое. И я забил на это, а впоследствии и вовсе забросил инициативу. Потом я понял, почему у меня возникло внутреннее сопротивление. Во-первых, просить – это не совсем правильно. В человеческой натуре заложен такой фильтр, просто некоторые его ломают, а я не смог. Во-вторых, тогда у меня была только идея и ничего больше», - объясняет глава компании.


Другая стратегия: теория игр


С проектом TrustMe Чингиз выстроил другую стратегию. Он подсчитал его первоначальную стоимость с учетом того, что IT-платформа была создана и уже работала при наличии пользователей.


«Тогда я оценивал наше творение в 5 млн долларов. Это была условная оценка, и я объявил об инвестировании узкому кругу близких мне лиц, потому что я в этот проект абсолютно верю. Это именно те люди, которых я люблю. Я хотел, чтобы они получили все преимущества быстрого роста, которые есть у TrustMe, чтобы преумножить свой капитал и внести вклад на благо общества», - подчеркивает создатель проекта.


Он разработал уникальную методику взаимодействия с инвесторами. Записал на свой YouTube канал видео и выслал ссылку своим родственникам и друзьям. В видео он рассказывал, что такое TrustMe, как это работает и о том, что в качестве инвестиций ему необходимо привлечь 200 тысяч долларов под 4%.


«Есть такая теория игр, которую придумал известный ученый Джон Неш. Многие свои менеджерские решения я пропускаю через теорию игр. То есть смотрю, какие выгоды будет иметь каждая из сторон сделки. Это неотъемлемая часть переговоров. И здесь я тоже её использовал. Никто не знал, кто сколько инвестирует, на какой процент акций претендует. Все заявляют сумму, и если она меньше 200 тысяч долларов, то все получают процент соответственно выше. В итоге, все оказались в плюсе. Вот такая теория», - комментирует мужчина.


Самое важное - репутация


Деньги инвестировали не все из ближнего круга.


«Сначала я огорчился. Но неужели я за свои 33 года не заслужил доверия? Я никогда не делал ничего такого, чтобы подпортить мою репутацию. Для меня она крайне важна. Но потом я осознал, что дело не во мне. Просто люди консервативные, привыкли вести традиционный бизнес. Ты никогда не вложишь финансы в то, что не понимаешь, даже если ты на сто процентов доверяешь человеку», - считает основатель экосистемы.


Нужной суммы не набралось, лишь 100 тысяч долларов. То есть оценка компании упала до $ 2,5 млн. Но 4% всё равно были реализованы, и каждый инвестор получил в два раза больше, чем изначально планировал.


«Теперь мы ждём следующего этапа, реализуем 6% доли компании на 600 тысяч долларов. Если привлечём всю сумму, первые инвесторы получат рост своих вложений в 4 раза! И это за несколько месяцев! Такое возможно только для startup-индустрии в венчурных инвестициях. Это увеличение будет продолжаться постоянно. При базовом сценарии мы ставим себе цель, что через 5 лет будем стоить 1 млрд долларов», - утверждает Чингиз Даулетбаев.


 

Кто же стал инвестором?


Среди инвесторов оказалась передовая, прогрессивная молодежь. Она влилась в проект, потому что увидела в нём перспективу, будущее.


Один из вкладчиков - Азамат Бисенов, директор компании «Орал Таза сервис» в г. Уральск. Он как раз занимается вопросами, касающимися ЕSG. Его фирма изготавливает мусорные контейнеры, осуществляет сбор, транспортировку, сортировку, переработку и захоронение мусора. В 2021 году по итогам Праймериз Западно-Казахстанской области он занял первое место.


«С Азаматом мы дружим с первого курса КБТУ. Он сразу отреагировал на предложение, посмотрев ролик о TrustMe на моем канале. И первым отправил заявку для вложения своих деньги в этот проект. У меня с ним есть интервью на YouTube. Азамат очень общительный и деловой человек, настоящий патриот. Люди тянутся к нему. Он был избран депутатом областного маслихата. На его счету много благих дел для своего города и области», - так отзывается о друге Чингиз.


Другим инвестором стал его двоюродный брат Марлен. Будучи вундеркиндом, Марлен экстерном окончил школу в 15 лет, и получил золотую медаль Алтын белгi из рук Президента РК Н.Назарбаева. Поступил на грант в КазГУ, потом на грант в берлинский вуз.


«В 2004 году брат уехал в Германию и после учебы остался там жить. Он работал в Gazprom Germania, а сейчас в крупной рейтинговой компании Scope ratings, которая проводит оценку в индустриях нефти, газа, энергетики, IT-технологиях. Он сразу понял суть и достоинства TrustMe и включился в число инвесторов», - рассказывает предприниматель.


Поддержали Чингиза его младший брат Димаш, а также родная сестра Алия вместе с мужем Нариманом Закировым, оба работают в сфере HoReCa, развивают сеть ресторанов в городах Кызылорда и Алматы.


Друг студенческих лет Сырым Кайрешов тоже стал вкладчиком. Это доброй души человек, открытый, отзывчивый, успешный. Он работает в нефтегазовой отрасли. В 2021 году занялся сельским хозяйством.


Заявил о своем участии еще один двоюродный брат Ерлан (родной брат Марлена) со своей супругой Салтанат. Он инвестор, интеллектуал и аналитик с большой буквы. Ерлан учился по программе «Болашак» в Германии. Его супруга работает в международной компании Schneider.


«Все они понимают, что этот проект будет жить и работать. И я не могу их подвести. TrustMe моя большая ответственность, основанная на принципе добропорядочности, а это моё жизненное кредо. Те инвесторы, которые будут заходить на следующих этапах, могут делать это смело, потому что здесь всё прозрачно, открыто и честно», - заявляет руководитель компании Чингиз Даулетбаев.  


 

 
Founder's Blog
Investments
Partners