Бирюзовые компании: организации будущего

 479 

11.01.2022
7 минут на прочтение
Человечество постепенно приходит к тому, чтобы осознавать всю важность корпоративной культуры и условий труда на работе. В связи с этим, все меньше людей хотят работать в авторитарной компании, в которой есть связка «авторитарный начальник-подчиненный». Вместо модели «бизнес ради денег» приходит модель «бизнес ради человечества». О том, как называются компании, которые трудятся во благо человечества и какие у них есть отличия от стандартных бизнес-моделей читайте в этой статье.

Teal-компании или «бирюзовые компании» – это компании будущего, которые воспринимаются как живой организм, а не как машина для зарабатывания денег. От обычных компании teal-компании отличаются тем, что компания транслирует миру правильные ценности – семья, бережное отношение к окружающему миру, экологичные отношения и максимальная прозрачность в ведении бизнеса, когда в компании выстроен антикоррупционный комплаенс, своевременно оплачиваются налоги и прозрачная отчетность.

ИСТОРИЯ TEAL-КОМПАНИЙ

Основу теории о бирюзовых компаниях положил американский профессор психологии Клер Грейвз в 1960 году, когда разработал теорию спиральной динамики. Он заметил, что люди и компании проходят через определенные этапы роста. Для большей наглядности Клер Грейвз каждому этапу присвоил цвет. Можно сказать, что данная спиральная динамика основывается на пирамиде потребностей А. Маслоу, когда потребности и цели компании начинаются от простых и постепенно переходят к возвышенным с каждым новым этапом.

Рисунок взят с открытых источников

Термин «бирюзовые компании» популяризировал бывший партнер McKinsey & Company и обладатель степени MBA, коуч – Фредерик Лалу в 2014 году, когда выпустил книгу «Открывая организации будущего». В отличии от Клера Грейвза, он разделил компании по 5 цветам: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая.

Рисунок взят с открытых источников

3 КИТА БИРЮЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3 основных принципа, на которых держится идея бирюзовых компаний это – самоуправление, целостность и эволюционная цель.

Самоуправление

От обычных компании, где есть начальник и он сам стоит во главе всех решений, teal-компании отличаются тем, что в них структурированная система управления, когда каждый работник сам назначает себе объем работы и заработную плату. Начальник выступает не в роли авторитарного тирана, а является наставником. Наставник не занимается проверкой и контролем, вместо этого он дает рекомендации, консультирует и обучает своих сотрудников. Соответственно, барьера «сотрудник-начальник» в бирюзовых компаниях не бывает.

Целостность

Под целостностью подразумаевается, что сотрудники рассматривают офис и свою работу как неотъемлемую часть их жизни. В бирюзовых компаниях разрешается приходить на работу с ребенком или домашним животным, пригласить друзей на чашечку кофе, перестроить офис под свой комфорт и т.д.

Эволюционная цель

У teal-компании всегда есть возвышенная цель, которая направлена на то, чтобы улучшить общество, эту планету, государство и т.д. Но при этом всем, цель не должна быть навязана сверху. Цель должна быть чем-то само собой разумеющимся, естественным, когда все сотрудники знают эту цель «по наитию» и работают слаженно и добросовестно во благо человечества.

В Казахстане на сегодняшний момент постепенно внедряются принципы бирюзовых компаний. Но стоит отметить, что принцип бирюзовости подходит далеко не всем компаниям. Принципы бирюзовых компаний могут быть внедрены в прогрессивные сферы деятельности, которые тесно соприкасаются с творчеством, креативом и IT-деятельности. Необходимо отметить, что не все компании могут быть на 100% бирюзовыми, а сами teal-компании могут отличаться друг от друга методами в разных командах организации.
ESG