Председатель правления АО «БанкЦентрКредит» рассказал о принципах ESG, об управлении без топ-менеджмента, бирюзовых компаниях и об отношении компании к экологии.
АО «БанкЦентрКредит» является старейшим частным банком в Казахстане. О том, в чем секрет долголетия компании рассказал Председатель правления АО «БанкЦентрКредит» Галим Хусаинов на официальной церемонии запуска экосистемы доверия TrustMe.
Фото взято из открытых источников
Каким принципам ESG следует БанкЦентрКредит?
- Что есть ESG и что он даст? ESG это – долгосрочное и устойчивое развитие компании с точки зрения человеческого капитала. Когда вы внедряете что-то новое с точки зрения корпоративной культуры, корпоративной среды, социальной ответственности и отношения к окружающей среде, тогда к вам придут самые лучшие кадры в долгосрочном понимании и это окупится гораздо больше, чем вы вложитесь.
В нашей компании активно внедряется social responsibility(социальная ответственность) – то есть у большинства наших сотрудников есть медицинская страховка, во время пандемии мы полностью компенсировали лечение от Covid-19, мы покупали все необходимые лекарства. Мы также делаем очень много материальной помощи. Когда люди попадают в ситуации, когда нужно помочь – мы обязательно помогаем. Соответственно человек чувствует заботу, а когда человек чувствует заботу – он начинает доверять. Создание комфорта и некой защищенности позволит в будущем компании развиваться в долгосрочной перспективе. Надо это рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Особенно для банка, потому что у банка самая главная инвестиция – это человек. Человеческий капитал – это наибольшая инвестиция в развитие компании», - рассказал Галим Хусаинов.
Так, БанкЦентрКредит вкладывая в человечекий капитал много усилий, создали экосистему разноплановых и высокоэффективных человеческих ресурсов. Они внимательно относятся к людям, их развитию и самореализации. Это и есть один из принципов ESG – экологичное отношение к окружающей среде и людям.
Управление без топ-менеджмента: насколько это эффективно?
- Если брать стандартную ситуацию, у нас в стране между топ-менеджером, СЕО и последним специалистом проходит 7-8 уровней управления: заместитель председателя, директор департамента, начальник управления, начальник отдела, заведующий сектором, и т.д. соответственно, все это ведет к неэффективности и маломобильности – в таких орг структурах очень сложно внедрять какие-то инновации. Поэтому, мы в компании решили поменять это и внедрили горизонтальное управление – когда максимальный уровень управления на сегодняшний момент составляет 3-4 человека. Таким образом происходит быстрая трансформация, быстрое внедрение инноваций. А самое гланое – мы меняем образ жизни и образ мыслей с точки зрения успеха в жизни. То есть, несклолько лет назад все хотели быть начальниками и у нас таким образом возникала корпоративная лестница. Сейчас самые передовые Западные компании в твоем резюме больше смотрят не на то, какую позицию ты занимал, а на софт скиллы и хард скиллы. То есть сейчас когда мы берем на работу, мы больше смотрим какая роль у него была в том или ином проекте и соответственно сейчас в мире твоя долджногсть не является основопологающей с точки зрения трудоустройства. Нам это удалось, у нас сейчас активно идет трансформация и в этом плане, я очень горжусь своими сотрудниками, которые уже не смотрят на должность, а смотрят, на то, что они делают.
На сколько эффективно, когда такой большой штат и не будет ли хаоса при управлении таким большим количеством сотрдуников и отсутствии начальников на местах?
- На сегодняшний момент у нас работает порядка 4,5 тыс сотрудников, если брать и дочерние организации. На самом деле нет хаоса, в законе опрелделено, что 1 человек может управлять 7-8 людьми. Если брать вертикальную структуру управления, то в нем на одного человека приходится 3-4 работника, поэтому , когда мы сделали горизонтальную структуру управления, получили примерно 7-10 человек на одного начальника. Таким образом, мы смогли до 4-х сократить систему управления. От этого эффективность наоборот улучшается. В банках все зависит от бизнес-процесса, если бизнес-процесс выстроен, то человек знает, что он делает и там, соответственно ему начальник не нужен, он просто делает ту работу, которую должен делать.
Сейчас тренд в мире, все отходят от директивного метода управления и переходят к бирюзовости и открытости – это начало данного пути?
- Да, безусловно. Сейчас идет тренд и все компании хотят стать бирюзовыми, но перед тем как стать бирюзовым, надо пройти 3 стадии, нужно стать еще и зеленой, желтой и оранжевой компанией. И банки на этой сущности бирюзовыми могут стать, но это еще долгая перспектива. Мы относимся на сегодняшний момент к оранжевым компаниям, у нас все регламинтировано и задача каждого работника – это заниматься оптимизацией бизнес-процесса и выстраивание четкого регламента , чтобы избежать рисков по банкам.
Рисунок взят из открытых источников
Какие меры предпринимает БЦК по поводу окружающей среды?
Окружающая среда – это не вопрос действии конкретного банка или кого-то. Это вопрос изменения образа жизни каждого человека. Наш банк очень много пропагандирует изменение образа жизни. Я например, был инициатором разделения мусора. Сначала никто не делил, но сейчас мы это делаем постоянно. Наша задача – сделать привычку сбережения и правильного отношения к нашей окружающей среде. Я сделал приоритет людям, которые приезжают на работу на велосипах, на самокатах или приходят пешком. Я создал на нашей парковке парковку для велосипедов. Сейчас я ставлю в банке чарджеры для электромобилей.
Мы полностью утилизируем бумагу. На самом деле, утилизировать бумагу – это очень дорого. Вроде бы за нее платят деньги, но сам сбор чистой бумаги – это дорогой процесс и мы его выстроили, потому что мы хотим людей научить беречь природу. Мы сейчас открыли проект под названием «безбумажный офис». Мы пропагандируем использовать меньше бумаги, больше использовать электронные носители, чтобы не печатать бумагу. И вот с таких маленьких шагов и образуется образ жизни. Дальше люди начинают думать сами, а что бы я еще мог сделать, чтобы сберечь экологию и т.д.
В этом году АО «БанкЦентрКредит» исполнилось 33 года, мы отказались от празднования дня рождения, хотя мы самый старый частный банк в Казахстане. Мы решили сделать 33 добрых дела и наши все филиалы занялись высадкой деревьев. Сейчас у нас задача – сделать 33 разных добрых дела – будут различные мероприятия с людьми с особыми потребностями, с детьми, и т.д. и т.п. Если каждая компания займется изменением образа жизни, то в принципе все компании по Казахстану будут этим заниматься.
Мы всегда готовы мы за любые инициативы, которые будут направлены на развитие ESG, потому что ESG - это все-таки изменение мыслей и изменение поведения компании.
На сегодняшний момент в Казахстане идеи об ESG-управлении очень актуальны и активно внедряются. Например, в Казахстане стартовала международная инициатива – экосистема доверия TrustMe и подписание Международной рамочной Декларации социальной ответственности корпоративного сектора, получившая поддержку в нашей стране и за рубежом.
Автор: Райсова Диана